Зеленоградское движение против строительства МСЗ

Официальные документы

Постановление Правительства Москвы №313-ПП от 22 апреля 2008 г. - о строительстве МСЗ (копия постановления (формат txt))

Городская целевая программа (ГЦП) по обращению с коммунальными отходами - главный документ города по вопросу утилизации отходов.
Комментарии Гринпис России к ГЦП.

Постановление Правительства Москвы №239 от 5 мая 1992 года
Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 5 мая 1992 г. N 239
КОНЦЕПЦИЯ откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года.

п. 1. Несмотря на то, что потенциальные возможности существующих полигонов захоронения ТБО будут исчерпаны:
- для полигона "Хметьево" в 1994 году,
- для полигона "Икша" в 1993 году,
- для полигона "Тимохово" в 1996 г.

...

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно п. 4.4. Правил, расстояние до жилых домов должно составлять не менее 1000 м.

О том, как правильно написать обращение - Закон города Москвы "Об обращениях граждан"
Закон города Москвы "Об отходах производства и потребления в городе Москве" № 68 от 30.11.2005
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" №89-ФЗ от 24 июня 1998 г.

Документы по Зеленограду и взаимодействию Москвы и области

Протокол заседания совместной рабочей группы (от Москвы и Московской области): страница 1, страница 2, страница 3, страница 4
Проект схемы обращения с коммунальными отходами (от ГУП "Экотехпром")
Протокол расширенного совещания префекта "О мероприятиях по совершенствованию системы обращения с коммунальными отходами на территории ЗелАО в 2009 году": страница 1, страница 2
Состав Координационного совета по вопросам развития системы обращения с коммунальными отходами (в ЗелАО)
Письмо депутата Мосгордумы И.С. Протоповова П.П. Бирюкову о размещении МСЗ в Хметьеве: страница 1, страница 2

Проект генерального плана развития г. Москвы до 2025 года

Книга 1 (2 Мб)
Книга 2 (506 Мб)
Книга 2 (439 Мб)
Книга 4 (119 Мб)

Европейские документы

Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях
Директива Европарламента и Евросовета о сжигании мусора 2000/76/EC от 4 декабря 2000 года (на английском языке)
Статистика Eurostat: соотношение сжигаемых, захораниваемых и перерабатываемых отходов

Комментарии нашего движения к ГЦП

  1. Главная информация для зеленоградцев:
    • мощность завода снижена со 120 000 тонн в год до 80 000 тонн в год. Вполне возможно, это произошло потому, что наше движение неоднократно обращало внимание на несоответствие: на словах заявлялось, что жечь собираются только зеленоградский мусор - а его предполагалось далеко не 120 000 тонн в год.
    • предпроектные изыскательские работы по заводу в Зеленограде запланированы на 2009 год, проектно-изыскательские работы - на 2010-2012 годы, строительно-монтажные работы - на 2013-2015 годы.
  2. Сразу бросается в глаза, что НИКАКОГО исследования экологического воздействия заводов на окружающую среду не приводится вовсе. В соответствующих пунктах приводится информация только о том, что на полигонах будет меньше захоронений.
  3. Как и Постановлении №313, в ГЦП нет никакого обоснования выбора технологии мусоросжигания и не оставлено каких-либо альтернатив ей,
  4. П. 2.2.2. Мероприятий по программе - "Разработка предложений по внесения изменений в СанПиН № 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (орфография сохранена).
    Этим закрепляется намерение сократить санитарно-защитные зоны, размер которой, если верить зампредседателя Москомархитектуры, для завода в Теплом Стане хотят сократить до 200 метров. Понятно, почему возникло это намерение - потому что без этой меры нужное количество заводов строить просто негде. Также вызывает вопросы то, что в качестве обоснования приводятся "особенности предприятий Московского региона" - хотя СанПиНы действуют по всей России.
  5. Интересный факт раскрывает "Гринпис" в своем комментарии. На завод в ЗелАО в пересчете на удельную мощность предполагается в ДВА РАЗА С ЛИШНИМ РАЗА БОЛЬШЕ РАСХОДОВ, чем принято по программе (57,25 тыс руб. на 1 т мощности вместо 25 тыс. руб.). Вполне возможно, что изменить мощность авторы программы изменили - а вот суммарные расходы скорректировать забыли.

    В абсолютном выражении на завод предполагается 4,5 миллиарда рублей, тогда как по средним данным программы завод должен обойтись в 2 миллиарда рублей. Итого 2,5 миллиарда рублей выше средних расходов. Неслабо.

    Можно попробовать сравнить, сколько это суммарных годовых бюджетных расходов Зеленограда.

    Большинство этих средств - внебюджетные, но надо полагать, что рано или поздно за чей-то счет придется расплачиваться. После 2015 года, например.

    Если посчитать - на каждого жителя Зеленограда будет приходиться около 20 000 рублей расходов на завод, из которых более 10 000 - на расходы выше средней нормы по программе.
    Которые в конечном итоге являются либо подарком из московского бюджета Зеленограду, либо деньгами зеленоградских налогоплательщиков.