Зеленоградское движение против строительства МСЗ

Диалог с Правительством Москвы


Позиция власти - в детском рисунке. Коротко и ясно. Саша Щедрина, школа №618

Открытое письмо мэру Москвы Ю.М. Лужкову (август)

(графический файл, с подписями)
Уважаемый Юрий Михайлович!
 

Мы - представители движения против строительства МСЗ в Зеленограде - озабоченны сохранением благоприятной экологической обстановки в городе. Нас беспокоят планы Правительства Москвы построить на территории Зеленоградского АО мусоросжигательный завод (Постановление №313-ПП от 22.04.2008 г.). В то же время мы понимаем, что назрела острая необходимость скорейшего решения проблемы утилизации мусора в Москве.

Просим Вас на заседании Правительства Москвы инициировать внесение поправок в постановление №313-ПП от 22.04.2008 г., с целью замены формулировки <мусоросжигательный завод> на другую, которая позволит привлекать к решению мусорной проблемы в Москве и Зеленограде любые возможные технологии утилизации мусора, в том числе технологии, не предусматривающие его сжигание. Данное решение будет соответствовать принципам, заложенным в статье 3 Закона г. Москвы N 68 <Об отходах производства и потребления в городе Москве> от 30 ноября 2005 г., в частности п.5: <приоритет переработки отходов перед их уничтожением>.

Также, просим Вас продолжать активное взаимодействие с Правительством Московской области и Губернатором Б.В. Громовым для поиска совместного решения проблемы утилизации мусора в Москве и Московской области, в первую очередь, с целью нахождения мест для размещения соответствующих объектов вдали от крупных населённых пунктов, в местах, исторически используемых для утилизации мусора, что также соответствует принципам упомянутого выше закона, в частности статье 3, п.13: <участие в межрегиональном сотрудничестве в области обращения с отходами>.

 

Настоящее письмо направлено также в московские и федеральные СМИ.

 
С уважением,
от имени движения
против строительства МСЗ
в Зеленограде
 
представители движения
 
Павел Носиков
Владимир Соколов
Иван Тимофеев
 
 

Движение против строительства МСЗ в Зеленограде ведёт деятельность по распространению информации о планах Правительства Москвы в связи с выходом постановление №313-ПП, о вреде мусоросжигательных технологий, а также сбором информации о современных технологиях утилизации мусора, используемых в России и за рубежом. В настоящий момент движение поддерживают более 8000 человек, оставивших подписи на Интернет-сайте http://www.stopzavod.ru.

Ответ Департамента ЖКХиБ г. Москвы

11.09.08
05-05-2513/8
 
Уважаемые представители движения!

В соответствии с поручением Аппарата Мэра и Правительства Москвы Де­партамент рассмотрел Ваше обращение в адрес мэра Москвы Ю.М. по вопросу пересмотра решения о строительстве мусороперерабатывающего завода на терри­тории Зеленоградского административного округа города Москвы и сообщает.

По оценке комитета Совета Федерации по науке, здравоохранению и эколо­гии проблема накопления отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности для всех регионов Российской Феде­рации. Наиболее остро эта проблема проявляется в крупнейших густонаселенных агломерациях, в первую очередь в Московском регионе, где нагрузка на террито­рию Московской области по удельному показателю объемов захоронения отходов является одной из самых высоких по России.

С середины 90-х годов с целью снижения объемов отходов, подлежащих за­хоронению на полигонах, и повышения надежности функционирования системы санитарной очистки города Правительство Москвы приняло курс на развитие ин­дустриальных методов переработки и создание современной технической базы, позволяющей использовать как сырьевой потенциал отходов (извлечение вторич­ного сырья), так и их энергетический потенциал (производство тепловой и элек­трической энергии).

В рамках практической реализации намеченного курса с использованием принципа «не сжигать то, что можно переработать, не захоранивать то, что можно сжечь» в городе заложены основы комплексной системы обращения с отходами, позволяющей уже сегодня сократить на 18% (от объемов образования) объемы коммунальных отходов, подлежащих захоронению на полигонах. Аналогичный показатель в среднем по России составляет всего 2-3 %.

Существующая в городе техническая база сырьевого рециклинга отходов включает в себя крупные комплексы суммарной производительностью по приему и сортировке отходов, производства по переработке ПЭТФ-тары, Центр по пере­работке отходов электронной и электротехнической продукции и отходов кино- и

фотопроизводств. В системе раздельного сбора отходов и заготовки вторичного сырья действуют стационарные и мобильные пункты приема вторсырья, автома­тизированные установки «Фандомат-М» (прием ПЭТФ-бутылок и алюминиевых банок), специализированные контейнеры. В городе функционирует централизо­ванная система сбора и переработки ртутьсодержащих отходов. В 2007 году в коммунальном и промышленном секторах города заготовлено более 0,9 млн. тонн вторичного сырья (520 тыс. тонн металлолома, 276 тыс. тонн макулатуры, около 70 тыс. куб. м. ПЭТФ-тары, более 70 тыс. тонн стеклобоя), собрано и переработа­но около 6,7 млн. шт. отработанных люминесцентных ламп и 14 тонн ртутьсо­держащих отходов.

Техническая база термической переработки отходов представлена в горо­де тремя современными заводами суммарной производительностью 0,74 млн. тонн в год, которые производят электрическую и тепловую энергию используя отходы в качестве топлива. Действующие и проектируемые в городе заводы пол­ностью соответствуют современным российским и европейским природоохран­ным требованиям, предъявляемым к подобным объектам (для справки: с момента ввода заводов в эксплуатацию ни один государственный надзорный орган аппа-ратно не зафиксировал нарушений установленных экологических нормативов).

В целях дальнейшего развития технической базы городской системы обра­щения с коммунальными отходами было подготовлено постановление Правитель­ства Москвы. В соответствии с разработанной Москомархитектурой отраслевой схемой размещения объектов в нем предусмотрено создание предприятий с ис­пользованием как сырьевого (18 объектов суммарной производительностью 3,2 млн. тонн в год), так и энергетического (7 объектов суммарной производительно­стью 2,1 - 2,5 млн. тонн в год) потенциала отходов.

Таким образом, проектом постановления Правительства Москвы преду­смотрено развитие комплексной технической базы городской системы обраще­ния с коммунальными отходами. При этом очевидно, что в настоящее время город испытывает дефицит мощностей не только по «сырьевой», но и по термической переработке отходов, являющейся составной частью системы санитарной очистки любого мегаполиса. Для Москвы с 11 млн. населением существующая суммарная мощность объектов по термической переработке отходов (0,74 млн. тонн в год) недостаточна для обеспечения надежного функционирования системы санитарной очистки города. Для сравнения город Токио с населением 12,5 млн. человек рас­полагает мощностями по термической переработке отходов в объеме около 4,5 млн. тонн; город Париж (без пригородов) с населением 4,0 млн. человек - 2,25 млн. тонн.

Одновременно сообщаем, что окончательное решение о строительстве мусороперерабатывающего завода в Вашем округе будет принято после получения заключения государственной экологической экспертизы.

Заместитель руководителя Департамента ЖКХиБ г. Москвы          Л. Г. Федоров


Наш ответ на письмо Департамента ЖКХиБ г. Москвы

  1. В ответе нет совершенно ничего про альтернативы МСЗ, хотя именно этому было посвящено наше исходное письмо. Мусоросжигание рассматривается как единственно возможный вариант (это притом, что мусоросжигание является в несколько раз более дорогим и более экологически опасным, чем захоронение неперерабатываемых отходов (см. исследование Гринпис)).
  2. Система раздельного сбора мусора, упоминаемая в письме, на территории Зеленограда никак не представлена (согласно заявлению зампрефекта ЗелАО В.Н. Кирюхина на пресс-конференции 7 мая 2008 г.) - а известно, что наличие подобной системы является важным компонентом для обеспечения минимального возможного уровня загрязнений мусоросжигательного завода. То есть без раздельного мусора воздух будет еще хуже, чем если бы практиковался раздельный сбор.
  3. В качестве примера приводится Токио, но ни слова не сказано о том, что заводы в Токио не находятся в черте города - а расположены на удалении.
  4. Сказано, что действующие заводы в городе полностью соответсвтуют природоохраннм требованиям - однако для завода в Кожухове так и не была налажена система круглосуточного мониторинга, а все измерения производились государственными комиссиями в заранее согласованные даты. В Кожухове действует инициативная группа против работы и расширения МСЗ, выступавшая с неоднократными обращениями к властям.